"Имагология vs Идеология" по Милану Кундере

«Политик зависит от журналиста. Но от кого зависят журналисты? От тех, кто платит. А платят рекламные агентства, покупающие для своих реклам у газет место, а у телевидения время. На первый взгляд, можно было бы утверждать, что они не колеблясь обратятся к газетам, пользующимся большим спросом, дабы увеличить продажу предложенной продукции. Однако это наивный взгляд на вещи. Продажа продукции заботит их менее, чем вы думаете. Достаточно обратить свой взор на коммунистические страны: нельзя же утверждать, что миллионы изображений Ленина, вывешенных повсюду, куда ни кинь глазом, могут увеличить любовь к Ленину. Рекламные агентства коммунистической партии (так называемые отделы агитации и пропаганды) уже давно забыли о практической цели своей деятельности (привить любовь к коммунистической системе) и превратились в самоцель: они создали свой язык, свои формулировки, свою эстетику (руководители подобных агентств когда-то обладали абсолютной властью над искусством своих стран), свое представление о стиле жизни, который культивируют, распространяют и навязывают несчастным народам.

Вы, пожалуй, возразите, что реклама и пропаганда несравнимые вещи, поскольку одна служит торговле, а другая - идеологии? 

Collapse )

"Бессмертие" М. Кундера

Homo sentimentalis & Homo hystericus

"Принято считать, что европейская цивилизация основана на разуме. Но столь же справедливо было бы сказать о ней, что это цивилизация чувств, сантиментов; она создала тип человека, которого я называю человеком сентиментальным: homo sentimentalis.

Иудейская религия предписывает верующим Закон. Этот Закон стремится быть доступным разуму (Талмуд не что иное, как постоянное разумное толкование предписаний, установленных Богом) и не требует никакого особого чувства сверхъестественного, никакого особого восторга или мистического пламени в душе. Критерий добра и зла объективен: речь о том, чтобы понимать писаный Закон и придерживаться его.

Христианство перевернуло этот критерий головой вниз: Люби Бога и делай что хочешь! - сказал Блаженный Августин. Критерий добра и зла был перемещен в душу индивида и стал субъективным. Если душа того или иного человека исполнена любви, все в порядке: этот человек хорош, и все, что он делает, хорошо.

На убеждении, что любовь избавляет нас от вины, основывается оригинальность европейского права и его теория вины, которая принимает во внимание чувства обвиняемого: когда вы убиваете человека хладнокровно ради денег, вам нет прощения; если вы убиваете его за то, что он оскорбил вас, гнев ваш явится смягчающим обстоятельством, и вы получите меньшее наказание; если же вы убьете его из-за несчастной любви или из ревности, суд отнесется к вам благосклонно.

Collapse )

"Жизнь есть борьба"

"Достаточно открыть любой словарь. Бороться - значит противопоставить свою волю воле другого с целью этого другого сломать, поставить на колени, возможно, убить. "Жизнь есть борьба" - вот фраза, которая, вероятно, звучала, будучи впервые произнесенной, как меланхолический и смиренный вздох. Наш век оптимизма и резни сумел превратить эту страшную фразу в сладкозвучную песнь. Вы скажете, что бороться против кого-либо, возможно, страшно, но бороться за что-либо, во имя чего-либо - благородное и прекрасное дело. Да, прекрасно стремиться к счастью (к любви, к справедливости и так далее), но если вы предпочитаете обозначать это усилие словом "борьба", значит, за этим вашим благородным усилием скрывается жажда повергнуть кого-то наземь. Борьба за всегда связана с борьбой против, и в ажиотаже борьбы о предлоге за всегда забывают. "

"Бессмертие" Милан Кундера

"Жест протеста против нарушения прав человека"

"...Мы уже встречались с этим жестом: он выражает досадливое удивление по поводу того, что кто-то не хочет признать за нами наши самые естественные права. Поэтому этот жест назовем жестом протеста против нарушения прав человека. 

Collapse )

"Сложение и вычитание", как поиск исключительности своего "я"

В нашем мире, где день ото дня множится число лиц, все более похожих друг на друга, человеку, желающему утвердиться в оригинальности своего «я» и убедить себя в его неповторимой исключительности, приходится нелегко.

Существуют два метода культивирования исключительности «я»: метод сложения и метод вычитания. Аньес вычитает из своего «я» все внешнее, наносное, дабы таким путем дойти до самой своей сути (не без риска того, что в результате подобного вычитания окажется на полном нуле). Метод Лоры прямо противоположен: чтобы ее «я» стало более зримым, более ощутимым, уловимым, более объемным, она без конца прибавляет к нему все новые и новые атрибуты, стремясь отождествиться с ними (не без риска того, что под грузом прибавляемых атрибутов исчезнет сущность самого «я»). 
Collapse )

Навеяло - о пожеланиях

Некоторое время назад, в силу обстоятельств, пришлось столкнуться с достаточно большим количеством разного рода поздравлений-пожеланий, числом своим на единицу времени явно зашкаливающим, результатом чего и стали следующие, с позволения сказать, размышления. 

О том, какие бывают пожелания - поздравления. 

У меня сходу получилось 2 больших группы поздравлений, в каждой из которых удалось обнаружить еще и по 3 подвида. 

I. Итак, группа номер Раз - пожелания, цель которых обитает в пределах "я" их автора.  

Collapse )

Цитаты из "Учиться, как учиться" (Идрис Шах)

 "Изучайте предположения, стоящие за вашими действиями. Затем - предположения, стоящие за вашими предположениями". 

"Всем хорошо вопрос: "Почему я это сделал?" Но как насчет: "Как иначе я мог бы это сделать?".

"Относительно некоторых вы, возможно, продвинулись в своем развитии. По отношению к другим вы вообще не сделали ни единого шага вперед. Ни одно из этих наблюдений не важнее другого".

"Осуществляя власть посредством доброты, вы можете причинить вреда больше, чем насаждая ее жестокостью. Оба подхода не верны". 

"Нет практики в изоляции".

"Чем чаще вы что-то делаете, тем вероятнее, что вы сделаете это опять. Нет никакой уверенности, что вы получите от повторения что-либо иное, кроме вероятности дальнейшего повторения". 

(no subject)

 "Что такое законы? Законы? Это то, как я живу! А можешь ли ты устанавливать законы, по которым не живешь? Могу, но они никогда не будут исполняться"

(no subject)

"Я не понимаю, что я делаю, более того, я не понимаю, зачем я это делаю, понимаю только, что поступить иначе, точно будет не верно..."